Наряд невесты: от средних веков до наших дней
Невесты во все времена стремились быть самыми красивыми и мечтали о неповторимом, изысканном наряде. Мода столетий стремительно менялась, но каждый из ее витков оставлял в истории уникальные подвенечные платья. Однако, как мы все прекрасно знаем, все новое – это хорошо забытое старое. Команда vl.4banket.ru предлагает узнать, во что наряжались невесты прошлых столетий, и провести параллели с современными свадебными платьями.
Средние века: то ли платье, то ли сокровищница
В средние века браки редко заключались по любви. В большинстве случаев все подчинялось политическим целям, а потому невеста, как представительница своего знатного рода, его чести и богатства, должна была выглядеть безукоризненно. На создание подвенечного наряда не жалели денег, его шили из самых дорогих тканей, таких как шелк, вельвет, сатин.
Согласно нормам морали, платье должно было быть максимально закрытым, с длинными рукавами и подолом. Поскольку краски в то время были натуральными, одежду яркого цвета (красного, синего, изумрудного) могли себе позволить только богатые знатные леди. Что касается менее обеспеченных дам, то им приходилось довольствоваться платьями «земных» оттенков.
В качестве отделки служил мех, золотая вышивка, драгоценные камни – сапфиры, жемчуг, изумруды, бриллианты, рубины. Иногда платье полностью скрывала вышивка. Поговаривают, что Маргарет, графиня Фландрии, которая жила в XV веке, захотела на свою свадьбу наряд, щедро украшенный драгоценностями, чтобы все знали, какая она богатая и знатная девушка. Портные выполнили просьбу графини, однако вес платья получился настолько большим, что Маргарет не могла сама передвигаться, поэтому в церковь ее пришлось заносить.
XVIII век: вместо белого – голубой
Мода XVIII века была очень далека от нынешней. В те времена девушки выходили замуж в пышных платьях с воротником Медичи, который представлял собой веерообразный стоячий воротник, сшитый из кружева либо тонкого полотна, и раскрывающийся спереди. Декор был не менее богатым, чем в Средневековье – вышивка, кружево, драгоценные камни, дорогие меха и пр. Чем богаче была семья невесты, тем роскошнее выглядел подвенечный наряд. Что касается цветовой палитрой, то на смену ярким оттенкам пришли пастельные. А вот белый был не в почете. Несмотря на ассоциации с чистотой и невинностью, он был очень непрактичным и марким, поэтому леди предпочитали выходить замуж в нарядах голубого цвета, который символизировал чистоту и непорочность Девы Марии.
Интересный факт: Именно в этот период появилась традиция иметь на свадьбе «something blue» - что-то голубое. Этому обычаю до сих пор следуют современные невесты из англоязычных стран.
Девушки из простых семей сочетались узами брака в сером, коричневом или бежевом наряде. В отличие от знатных леди, которые надевали свадебное платье один раз в жизни, простолюдинки использовали подвенечную одежду для праздников и походов в церковь.
Ближе к концу столетия в моду вошел роскошный, игривый и легкомысленный стиль рококо, который полностью изменил внешний вид свадебных платьев. Они приобрели серебристый отлив, а юбка стала еще более пышной за счет использования конструкции «панье» с каркасом из стальных прутьев или пластин, изготовленных из китового уса. Наряд украшался лентами и рюшами, обязательно присутствовал корсет, главной целью которого было сделать талию осиной, а грудь – пышной. Шлейф указывал на знатность невесты – чем длиннее он был, тем выше было положение девушки в обществе.
Свадебная мода недолго подчинялась стилю рококо. В конце XVIII века, когда начались активные раскопки Помпеев, на Олимп взошел стиль ампир со своими античными деталями. Теперь большинство платьев отличал прямой крой, завышенная талия, изящность, утонченность, женственность и элегантность.
XIX век: начало свадебной классики
Это столетие характеризовала поразительная переменчивость – свадебные тренды менялись чуть ли не каждые пять-десять лет. Ампир уступил место пышным юбкам, популярным в далеком Средневековье, которые приобрели форму колокола. В качестве аксессуара для волос использовались венки, сплетенные из флер д’оранжа (в пер. с французского – «цветок апельсина») – белоснежных цветов померанцевого дерева (семейства Цитрусовые), которые считались символом невинности.
Большинство нарядов шили из атласа – в то время эта ткань считалась самой модной и популярной. Что касается декора, то активно использовали жемчуг и горный хрусталь, а вот от других драгоценных камней (сапфиров, рубинов) предпочитали отказываться.
1840 год ознаменовался полным переворотом свадебной моды. Связано это было с бракосочетанием королевы Виктории и принца Альберта. Девушка появилась у алтаря в белоснежном платье и фате, расшитых кружевом и жемчугом. Такое решение многих повергло в шок, ведь в те времена невесты могли выходить замуж в одежде любого цвета, кроме белого. Однако Викторию это не смутило. Сама того не ведая, она превратила белый цвет в свадебную классику и положила начало моде, которая главенствует до сих пор. Следом за Викторией в платье цвета слоновой кости выходила замуж королевская дочь, принцесса Алиса, а также Александра, принцесса Уэльская.
В конце столетия подвенечные наряды снова стали элегантными и утонченными. Юбки были легкими и струящимися, а силуэт невесты напоминал изящную фарфоровую статуэтку.
ХХ век: от скромности до унисекса
В начале прошлого века в моду вошли максимально закрытые целомудренные наряды, для которых были характерны длинные рукава и подол, воротнички-стойки. Платья шились из тонких тканей, которые свободно ложились эффектными складками. Что касается корсета, то от него отказались, так как девушки не хотели терпеть неудобства ради осиной талии.
В 1920 году подвенечные наряды вновь стали более торжественными. Появился глубокий вырез, длинный шлейф и пояс из ленты, а также вновь вошла в моду вышивка драгоценными камнями и золотой цвет.
В 40-х годах свадебная мода шла рука об руку с повседневной. Например, в это время невероятно популярным стал строгий силуэт с акцентом на плечах, который сильно напоминал военную униформу. Для подвенечных платьев также была характерна некая «плечистость», чему активно способствовали рукава-фонарики. Зона декольте была украшена геометричным рубашечным воротником, также присутствовал декор в виде кружева.
Удивительно, но через десять лет все кардинально изменилось: плечистость отошла в сторону, уступив место изящным силуэтам, открытым плечами и зоне декольте, тонкой талии и пышной юбке, которая напоминала не до конца распустившийся цветок. Свадебный образ дополняли высокие перчатки белого цвета и утонченные лодочки на каблуке с острым носом.
Что касается 60-х годов, то они ассоциируются с настоящей модной революцией, в том числе и в мире свадебных платьев. Место приталенного силуэта занял свободный крой, а юбка до колен сменилась дерзкой мини. Главными направлениями стали унисекс и минимализм.
Невесты предпочитали надевать прямые платья-футляры без рукавов и свадебного декора в виде камней, кружева, вышивки. Впрочем, были и те девушки, которые выбирали более консервативный вариант праздничной одежды: юбка длиной до колена, геометричный крой, приталенный силуэт и минимальное количество декора.