Новости индустрии
ВСЕ НОВОСТИ
EVENT
HORECA
НОВОСТИ ЗАВЕДЕНИЙ
НОВОСТИ ИНДУСТРИИ
26 Февраля 2022

Свадебные традиции мира: Эвенки и Чукчи. Часть первая

Сегодня мы отправимся на крайний север нашей необъятной родины и поговорим о свадебных традициях кочевых народов. Надеемся, вам будет интересно.

 

 

Поворотные моменты жизни каждого человека (в том числе и рождение со смертью) насквозь пронизаны привычными для его родины условными ритуалами. Многие из них видоизменились и стали данью памяти традициям предков. Мы едва ли задумываемся о том, откуда берутся привычки «посидеть на дорожку», запускать кошку в новый дом, перевязывать руку красной нитью. Это касается и свадебных гуляний. Сегодня мы расскажем вам о традиционных свадебных обрядах чукчей и эвенков.

 

Тут важна оговорка: сейчас молодёжь в регионах с кочевой культурой часто празднует бракосочетание по привычной российской «казённой» схеме, но находятся и любители самобытного наследия. Вернёмся в прошлое столетие, когда традиции народа куда сильнее влияли на судьбу людей.

Эвенки: отдадут ли за тебя калым?

 

У эвенков (они же тунгусы) вопросами образования новой семьи издревле занимались родители молодёжи. Бывало, что семьи договаривались о будущем браке их детей сразу после рождения младенцев. Из-за малочисленности народа требовалось брать девушку из любого рода, кроме своего. Предпочтение отдавалось роду матери.

 

Конечно, не стоит сразу думать о бракосочетании без любви. Рисовать образы вроде картины «Сватовство майора» Федотова, перенося их в другие условия. У детей все же спрашивали согласия. Насильно почти никого не выдавали.

 

Сватовство происходило в следующем порядке: Родители сына направляли свата в дом невесты. (Сват-старец, уважаемый всеми мужчина)За ним ехал жених. Верховых оленей привязывали неподалеку от чума невесты, сват и жених шли до него пешком. Первым в чум входил сват, за ним – жених. Зайдя внутрь, сват молча подкладывал сухие дрова в костер, оповещая таким образом о цели своего приезда.

 

Сев напротив входной двери, он вынимал мешочек, расшитый орнаментами и плотно набитый табаком. Протягивал его отцу невесты, предлагая закурить. Если тот брал мешочек и закуривал, это означало родительское согласие на свадьбу.

 

В случае отказа родители не принимали предложенный табак, а закуривали собственный. Тогда гостям приходилось покидать стойбище. За жену у тунгусов полагалось вносить калым (иными словами-выкуп). Жена должна была принести придание (сурувук). В «Уставе об управлении инородцев» 1822 г. сообщается, что юрту для молодой семьи выделял отец жениха, а отец невесты снабжал молодых всем необходимым для совместной жизни.

 

 

До свадьбы в чуме невесты устраивались «смотрины». Жених и его родственники привозили мясо, вино или бурятский тарасуы (молочная водка) и пировали вместе с родственниками невесты, после чего назначался день свадьбы.

 

В день свадьбы трое мужчин отводили невесту под деревянный навес, где её ждал жених. Отец жениха уводил отца невесты к себе. Они угощались либо вином, либо оленьим молоком. При этом «подкармливая» и огонь. Отхлебнув из чаши, они передавали ее по кругу остальным гостям. Затем происходил обряд встречи отца жениха с невестой. Он садился в передней части чума, на нём была распахнутая шуба. Женщины, приехавшие с невестой, вводили ее в чум. Её лицо было закрыто платком. Она подходила к свекру и бросала в него жир. Если весь жир попадал свёкру под шубу, то невеста признавалась «за честную девицу», а присутствовавшие бросались к нему и собирали этот жир, «почитая его за лучшее свадебное угощение».

 

Когда невеста переезжает к жениху, «один из родственников жениха высекает огонь на кусок трута и подносит оный сперва тестю для обоняния, а потом по степеням старшинства и всем прочим родственникам невесты, прося при этом каждого из них по рассуждению своему пожаловать на возгнетение в новой юрте новобрачных огня как обожаемого ими и необходимого для человека вещества».

 

Продолжение в следующей части.

НОВОСТИ ИНДУСТРИИ